Тяжелое поражение России в Восточной (Крымской) войне 1853 – 1856 гг. высветило многочисленные недостатки империи николаевского времени и привело к пониманию необходимости проведения широких реформ, в том числе и в военной области. Не в последнюю очередь это касалось преобразования структуры управления войсками.
Как же была устроена русская армия того периода?
К началу 60-х гг. военное управление делилось на центральное, строевое и местное. Вершиной пирамиды являлись военный министр и подчиненное ему министерство. Последнее состояло из Военного совета, канцелярии, Главного штаба (впрочем, существовавшего лишь формально), генерал-аудиториата, восьми департаментов (инспекторского, Генерального штаба, провиантского, комиссариатского, артиллерийского, инженерного, артиллерийского, медицинского) и двух управлений (иррегулярных войск и военных училищ), военно-походной канцелярии Его Императорского Величества, военно-ученого и военно-медицинского комитетов и ряда комиссий.
Войска подразделялись на регулярные и иррегулярные, причем первые состояли из действующих, резервных и запасных, вторые – из казачьих и «инородческих». Высшим тактическим соединением являлся корпус, в виде исключения в мирное время существовала лишь одна армия – 1-я, состоявшая из трех корпусов, дислоцировавшихся в Царстве Польском и западных губерниях. Особняком стояли так называемые особые корпуса на окраинах – в Оренбурге, Сибири, на Кавказе. В руках их командиров была сосредоточена не только военная, но и гражданская власть в крае.
Основными чертами военного управления являлись очень высокая степень централизации и почти полное отсутствие органов министерства на местах. Имелись лишь представительства комиссариатского, провиантского, артиллерийского и инженерного департаментов, именовавшиеся комиссиями или округами, которые ведали заготовлением различного имущества и довольствия, а также обеспечением ими войск. При этом границы действий различных комиссий и округов не совпадали. В результате воинские части вынуждены были за всем необходимым обращаться в учреждения, находящиеся нередко в различных городах. Отсутствие стройной системы затрудняло контроль и порождало многочисленные злоупотребления.
Важным недостатком структуры управления было отсутствие единовластия. Дело в том, что военному министру подчинялись далеко не все войска. Так, артиллерийские части находились в ведении генерал-фельдцейхмейстера, инженерные – генерал-инспектора по инженерной части (оба лица назначались императором из членов царской фамилии). Первую армию возглавлял главнокомандующий, являвшийся также наместником в Царстве Польском и подчиненный непосредственно государю, то же можно сказать о командирах особых корпусов на окраинах. Эти войска, по воспоминаниям известного военного деятеля Н.Н.Обручева, «стояли уже в таком независимом положении, что Министерство не имело никаких сведений даже об общем ходе их дел, как, например, по части провиантской» .
Незначительные преобразования, осуществленные сразу по окончании войны, свелись в основном к многочисленным изменениям в форме одежды и, естественно, не имели почти никакого значения. Первые серьезные предложения по реформированию армии были высказаны главнокомандующим гвардейским и гренадерским корпусами генералом от кавалерии графом Ф.В.Ридигером (1783-1856) в докладных записках от 4 и 23 июня 1855 г. Он высказался за уменьшение централизации управления, увеличение власти и ответственности командиров корпусов и дивизий, переработку уставов, повышения уровня индивидуального обучения офицеров и солдат, введение аттестаций для командиров отдельных частей . По распоряжению императора Александра II была создана «Комиссия для улучшения по военной части», председателем которой стал Ф.В.Ридигер, однако после его смерти и назначения военным министром генерала Н.О.Сухозанета деятельность в этом направлении была практически свернута. Принимавшиеся меры преследовали в первую очередь всемерную экономию средств.
В очередной раз обратить внимание на состояние армии заставили события 1859 г., когда на сосредоточение на границе с Австрией четырех армейских корпусов потребовалось пять (!) месяцев.
В мае 1861 г. в управление министерством вступил генерал-лейтенант Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912), с именем которого и стали неразрывно связаны осуществленные впоследствии преобразования, занявшие достойное место в ряду так называемых «великих реформ» императора Александра II. 9 ноября того же года новый министр был утвержден в должности, а уже 15 января следующего, 1862 г. им был представлен на высочайшее имя обширный доклад, заключавший в себе программу реформ в армии.
Основной проблемой существующей системы Д.А.Милютин считал невозможность качественного увеличения армии в военное время вследствие крайне малого числа обученных солдат, находящихся во временных отпусках. Дело в том, что срок службы в то время составлял 15 лет, в том числе 12 – в строю и 3 в «бессрочном отпуску» (для призванных на службу до 8 сентября 1859 г. – 20 лет). Поэтому число запасных было незначительно, да и имевшиеся уже не могли похвастаться молодостью и здоровьем. Единственной мерой по увеличению подготовленных резервов являлось дальнейшее уменьшение срока службы, однако, в дореформенное время это было почти невозможно в связи с сопротивлением помещиков, так как отслуживший в армии получал по закону личную свободу. Осуществленная в 1861 г. отмена крепостного права позволяла, наконец, решить этот вопрос.
Как на одну из главных мер по борьбе с централизацией в докладе указывалось на необходимость разделения страны на ряд военных округов, которым и предполагалось передать значительную часть исполнительной власти, оставив за министерством в первую очередь задачи по определению основных путей развития вооруженных сил и контрольные функции. Позднее Д.А.Милютин вспоминал: «Мысль о территориальной системе военного управления зародилась у меня еще за несколько лет ранее, именно в начале 1856 года, и была изложена тогда в записке, составленной мною вследствие одного разговора с моим дядей гр. Павлом Дмитриевичем Киселевым о военном положении России. Мысль эта постепенно развивалась в продолжение моих работ по устройству военного управления на Кавказе, окончательно же выработалась в конце 1861 и в последующие годы» .
В упоминаемой записке 1856 г. высказывалось мнение о полезности разделения предлагаемых к образованию военных округов на пограничные и внутренние. «Действующие войска расположены исключительно в пограничных округах; в мирное время они имеют состав значительно сокращенный в наличном числе людей, но с сохранением, по возможности, большего числа частей, штабов, офицеров и состава специальных родов оружия. Запасные же войска, расположенные во внутренних округах, имеют назначением:
В мирное время: 1) образовывать рекрут и отправлять их ежегодно на укомплектование действующих войск; 2) нести местную службу, лежащую ныне на корпусе внутренней стражи.
В военное же время:
1)Пополнить действующие части для приведения их в полный состав по военному положению;
2) Выставить, сверх того, новые части для подкрепления действующих армий;
3) Образовать кадры ополчения;
4) Продолжать на месте обучать рекрут и нести внутреннюю службу» .
В 1856 г. Д.А.Милютин не смог дать записке надлежащий ход. В то же время следует признать его проект не до конца реалистичным, так как для приведения действующих войск в боеспособное состояние он требовал очень быстрой и четкой мобилизации, что в России того периода по ряду причин (в том числе из-за отсутствия развитой транспортной сети) было невозможно. Впоследствии идея строгого распределения действующих и запасных войск между пограничными и внутренними округами не поднималась.
В мае 1862 г. государю была представлена записка «Главные основания предполагаемого устройства военных управлений по округам». После ее одобрения 211 экземпляров проекта организации военных округов были разосланы для обсуждения военным деятелям. Из 134 человек, представивших о нем свои заключения, лишь 10 сочли его неприемлемым, 117 же так или иначе признали необходимость реформ .
В одном из писем в мае того же 1862 г. Милютин так формулировал задачи реформы военной администрации: «Существенно важный недостаток нашей военной администрации заключается в крайнем сосредоточении управления в министерстве и недостаточности местного административного надзора.
Единственным средством к устранению этого недостатка представляется устройство местных военных управлений, на подобие уже существующих на Кавказе, в Оренбургском крае и Сибири, с тем, чтобы и оставшееся пространство империи разделить на несколько военных округов, в управлениях которых, вместе с лежащими ныне на главнокомандующих и корпусных командирах высшим командованием войсками соединить и высший местный надзор по разным отраслям военной администрации. На обязанности же министра останется при сем преимущественно только общее направление действий к единству и закону» .
Проект предусматривал разделение территории страны на 15 округов, руководство которыми вверялось главным начальникам войск. Управление предполагалось осуществлять с помощью следующих учреждений:
1) Штаб главного начальника и его канцелярия;
2) Административное управление:
А) совет окружного управления;
Б) окружное интендантство;
В) окружное артиллерийское управление;
Г) окружное инженерное управление;
Д) окружное врачебно-госпитальное управление.
Все отзывы на проект предполагалось собрать к 1 августа, после чего на их основании планировалось внести в проекты изменения и дополнения. Обстоятельства подтолкнули к изменению этих намерений министра. Летом 1862 г. накалилась обстановка в Польше, где в очередной раз нарастало национально-освободительное движение. В связи с этим пришлось принять меры по повышению гибкости управления на случай восстания – была ликвидирована 1-я армия, а на занимаемой ею территории спешно создали приграничные военные округа – Варшавский, Виленский и Киевский. В конце года к ним был добавлен Одесский, а в апреле 1864 г. – Рижский. В опубликованном в1865 г. «Обзоре деятельности Военного министерства в последнее пятилетие», составленном одним из активных деятелей реформы Н.Н.Обручевым, отмечалось: «Положения еще разрабатывались, как уже было практически приступлено к введению округов. В начале 1863 года в Варшаве, Вильне, Киеве и Одессе действовали уже, хотя и не вполне, окружные управления и, распоряжениями своими по подавлению мятежа, дали возможность на деле убедиться в важных их преимуществах» . Полученный опыт был учтен при разработке положений.
Польское восстание 1863 г. оказало на процесс формирования в стране военно-окружной системы неоднозначное влияние, с одной стороны ускорив создание четырех приграничных округов, а с другой – несколько задержав разработку необходимых положений и образование округов внутренних. Редактирование всего комплекса нормативных документов заняло более полутора лет. Лишь 6 августа 1864 г. император Александр II утвердил представленные ему положения и согласился с предложением Д.А.Милютина о создании в дополнение к имеющимся еще шести округов – Петербургского, Московского, Финляндского, Харьковского и Казанского. Это решение было введено в действие приказом военного министра № 228 от 10 августа 1864 г. Несколько позднее, в 1865-1867 гг., были образованы Кавказский, Оренбургский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Туркестанский округа. Территория интересующего нас Петербургского военного округа включала в себя Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую и Архангельскую губернии .
В чем же заключались преобразования? В первую очередь был ликвидирован целый ряд ранее существовавших на местах представительств министерства (комиссариатские комиссии, управления обер-провиантмейстеров), а также артиллерийские округа и их штабы. Та же участь постигла все штабы корпусов. Дело в том, что по опыту Восточной войны сложилось убеждение, что корпуса – слишком крупные образования. «Дивизия составляет такую тактическую единицу, командование которой по самому свойству возлагаемых на нее поручений должно быть вполне самостоятельно. Между тем, наши начальники дивизий, находившиеся в течение мира под самым тесным руководством корпусных командиров, несших с ними совершенно одинаковые обязанности и ответственность, приучались лишь к пассивной роли и тем менее чувствовали себя способными к независимым действиям, чем более свыкались с высшей начальственной опекой» . В виде исключения был сохранен лишь один корпус – гвардейский, включенный в состав войск Петербургского военного округа. По сведениям Д.А.Милютина в упраздненных учреждениях состояло 2525 офицеров и чиновников, во вновь же образованных – всего 1797 .
Во главе новых округов были поставлены назначаемые по усмотрению императора главные начальники (командующие войсками). Им подчинялись все дислоцированные на подведомственной территории воинские части за исключением артиллерийских (последние находились в ведении начальников артиллерии округов). Интересно, что командующим вменялось в обязанность также следить, «чтобы начальники отделов Военно-окружного управления ни в коем случае не входили с представлениями в Военно-окружной совет, к нему, командующему войсками, и в Военное министерство по делам, коих решение зависит от собственной их власти, и тем не уклонялись от лежащей на них ответственности по части исполнительной» . Как будет видно далее, исполнять это указание удавалось далеко не всегда. Составители реформ также надеялись, что «главные окружные начальники могут быть более беспристрастными и откровенными контролерами войсковой деятельности, чем бывшие корпусные командиры, слишком непосредственно делившие с начальниками дивизий как самое командование частями, так и ответственность за оказавшиеся в них беспорядки. Учреждение же (вместе с введением округов) особых генералов – инспекторов еще более гарантирует правительству совершенную известность действительного положения войск, а также и должное однообразие в их развитии» .
В связи с размещением в столице гвардии, находившейся на особом положении, здесь эта должность именовалась иначе – командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа.
Управление округом осуществлялось через Военно-окружное управление, в известной степени являвшееся уменьшенной копией военного министерства. Оно состояло из военно-окружного совета, окружного штаба и пять окружных управлений: интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-медицинского и инспектора военных госпиталей (он же являлся начальником местных войск).
Военно-окружной совет являлся чисто хозяйственным учреждением. Председательство в нем возлагалось на командующего войсками, членами же являлись его помощник, начальник штаба, начальники всех управлений (окружной интендант, начальники артиллерии и инженеров, военно-медицинский инспектор, окружной инспектор госпиталей), а также член, назначаемый военным министром «для вящего обеспечения законности в рассмотрении и решении дел». Советы должны были разрушить прежнюю крайнюю централизацию в решении вопросов заготовления различных видов довольствия, для чего предполагалось широко использовать систему торгов. Близкое знание местных условий позволяло надеяться на большую гибкость при определении цен, что обещало казне немалые выгоды. Совет рассматривал годовые сметы окружных управлений, отчеты, дела по всем жалобам, доносам, следствиям, имеющим отношение к хозяйственной части. Другой обязанностью было решение спорных вопросов о браковке поставляемых в войска негодных припасов и материалов.
Окружной штаб помогал командующему в управлении войсками и состоял из строевого, инспекторского и хозяйственного отделений, судной части, канцелярии (в ней имелись: регистратура штаба, курьерская и почтовая части, типография), окружного архива и чертежной. Начальнику штаба напрямую был также подчинен лейб-гвардии жандармский полуэскадрон.
В соответствии с «Положением о Военно-окружных управлениях» по кругу своей деятельности новые штабы во многом соответствовали прежним корпусным. В них сосредотачивалось «делопроизводство по управлению войсками и общим военным соображениям, а также отчетность по личному составу всех военных учреждений округа». Строевое отделение занималось размещением и дислокацией войск, их службой и обучением; инспекторское – сбором сведений о численности войск, ревизиях и инспекциях; хозяйственное – делопроизводством по «материальному благоустройству войск и удовлетворению их предметами интендантского, артиллерийского, инженерного и медицинского довольствия».
Нововведением стала замена прежних должностей обер-квартирмейстера и дежурного штаб-офицера одной – помощника начальника штаба, чем достигалось слияние прежде раздельных частей Генерального штаба и дежурства.
Штаб Петербургского военного округа был сформирован на основе штаба Отдельного гвардейского корпуса.
Окружное интендантское управление должно было организовывать снабжение войск всеми положенными припасами и денежным довольствием. Оно же составляло сметы необходимых расходов и планы заготовлений, которые, по рассмотрении в Военно-окружном совете, утверждались в Главном интендантском управлении министерства. Не менее важной задачей являлась организация торгов и, с их помощью, распределение заказов таким образом, «чтобы предметы довольствия войск приобретались там, где их можно купить дешевле и где качество лучше».
Управление состояло из вещевого, продовольственного и денежного отделений, секретной части и окружного казначейства. Ему же были подчинены все находящиеся в округе вещевые склады и провиантские магазины, в связи с чем на него возлагался контроль над порядком приема товара от поставщиков, его качеством и обеспечением сохранности.
В связи с многочисленными злоупотреблениями по интендантской части, имевшими место в дореформенный период, Дмитрий Алексеевич Милютин преобразованиям именно в этой области уделял особое внимание. Относительно обязанностей окружного интенданта, назначаемого, как и все высшие должностные лица в округах, императором по представлению министра, в пояснительной записке к «Положению …» читаем следующее: «Все что прямо и точно определено законом, он проводит в исполнение, не испрашивая ничьего разрешения. От произвола же и неправильности действий его казна ограждает учреждением Военно-окружного совета, местным фактическим надзором командующего войсками и высшим контролем министерства» .
Окружное артиллерийское управление заведовало всеми артиллерийскими войсками, связанными с ними хозяйственными учреждениями (окружным арсеналом, складами оружия и боеприпасов, местными артиллерийскими парками и лабораториями), а также снабжением войск предметами «артиллерийского довольствия». Управление делилось на интендантскую, учебную, техническую и хозяйственную части, в его же ведении был артиллерийский полигон. Таким образом впервые соединялись в единое целое различные части артиллерийской администрации, включая и научную.
Окружное инженерное управление состояло из инспекторской, строительной, счетной и хозяйственной частей. Управление заведовало всеми расположенными на территории округа крепостями и укреплениями, зданиями военного ведомства, гидротехническими сооружениями, инженерными и мастеровыми командами и дистанциями, наблюдало за действиями местных подрядчиков военно-инженерного ведомства, составляло проекты и сметы, руководило заготовлением предметов инженерного довольствия и строительных материалов. Из этого перечня видно, что управление являлось учреждением преимущественно хозяйственным. Круг обязанностей начальника инженеров округа был заметно шире, чем в существовавших ранее инженерных округах.
К 1864 г. на территории, вошедшей в состав Петербургского военного округа, остались только две крепости – Санкт-Петербургская (Петропавловская) и Кронштадтская, из которых первая не имела никакого боевого значения.
Окружное военно-медицинское управление должно было осуществлять надзор за исполнением в войсках всех гигиенических и «врачебно-полицейских» мер, наблюдать за лечением больных во врачебных учреждениях округа, организовывать снабжение войск и госпиталей инструментами и медикаментами, инспектировать казармы и другие помещения. Не менее важным направлением деятельности являлся контроль над ветеринарной частью.
Окружной военно-медицинский инспектор пришел на смену прежнему корпусному штаб-доктору, не имевшему никакой административной власти и напрямую подчинявшемуся начальнику штаба. Одновременно была существенно изменена система управления госпиталями. Ранее они по различным частям своего устройства находились в ведении сразу четырех различных департаментов министерства - комиссариатского, медицинского, инспекторского и инженерного, что давало легкую возможность списать недоработки одних на других, запутывая отчетность. Это открывало широкое поле для злоупотреблений. С 1864 г. интендантство не имело более над госпиталями никакого контроля, снабжая их на тех же основаниях, как и войска.
Централизация медицинского управления на местном уровне должна была помочь изменить в лучшую сторону очень неблагоприятное положение с заболеваемостью в войсках. Накануне реформ на 1000 солдат приходилось ежегодно до 700 заболевших, из которых от 40 до 90 человек умирало .
Общий надзор за госпиталями в округе был поручен инспектору госпиталей. Так как обязанности его были небольшие, их возложили на начальника местных войск округа. Другим мотивом для такого объединения стало то, что последний в силу своих служебных обязанностей должен был постоянно инспектировать подчиненные ему местные войска, разбросанные по всей территории округа, а потому легко мог бы часто посещать и госпитали.
В соответствии с утвержденным императором 6 августа 1864 г. «Положением об управлении местными войсками» (объявлено приказом военного министра № 241 от 15 августа) последние подразделялись на: резервные войска («составляющие кадры для приема, обмундирования и обучения рекрут, для передачи их в полевые войска, и в особенности для укомплектования армии во время войны»), крепостные полки, батальоны и команды, губернские батальоны и уездные команды («содержимые для исполнения гарнизонной службы в городах и охранения внутреннего спокойствия и порядка»), этапные команды (для конвоирования пересыльных), крепостную и гарнизонную артиллерию, военно-арестантские и госпитальные роты.
Начальник местных войск округа подчинялся непосредственно командующему войсками. Руководство он осуществлял через штаб местных войск, губернских воинских начальников (которым подчинялись губернские батальоны) и их канцелярии.
Рассмотрим теперь, какими вооруженными силами располагала Россия, и какая их часть дислоцировалась в Петербургском военном округе.
Таблица 1. Численный состав русской армии в 1862 г.
Войска Численность в мирное время, чел. Численность в военное время, чел.
Действующие 520922 644117
Резервные 81460 390278
Запасные — 173534
Местные 162422 168325
Образцовые и учебные 1113 1113
Особые части 32662 32362
ИТОГО: 798579 1410029
Для сравнения обратимся к армиям крупнейших европейских стран. Численность войск Франции, Австрии и Пруссии составляла в мирное время 400, 280 и 200 тыс. чел, в военное – 800, 625 и 695 тыс. чел. Таким образом, соотношение армий в мирное и военное время достигало 1:2, 1:2,2 и 1:3,4 соответственно. У России этот показатель – 1:1,8, причем при переходе на военные штаты более двух третей пополнений составляли необученные рекруты. Существенное же численное преимущество на поверку оказывалось мнимым вследствие необходимости охранять огромную территорию, в особенности неспокойные окраины (Кавказ, Оренбургский край), нести караульную службу и т. д. По подсчетам Д.А.Милютина, приведенным в его рапорте государю от 15 января 1862 г., выходило, что в случае конфликта Россия могла выставить не более 769 тыс. чел., включая 168 тыс. чел местных войск.
Действующие войска имели следующую организацию:
Первая армия: три армейских корпуса (1-й, 2-й и 3-й);
Кавказская армия: одна гренадерская, три пехотных, одна драгунская дивизии, 37 линейных батальонов и другие части;
Армейские корпуса: три (4-й, 5-й и 6-й).
Отдельные корпуса: гвардейский, гренадерский, Оренбургский и Сибирский.
Гренадерский и армейские корпуса состояли каждый из трех пехотных и одной кавалерийской дивизии с артиллерией и парками. В Оренбургский и Сибирский корпуса входило по одной пехотной дивизии и другие части.
Пехотные полки в мирное время содержались по уменьшенному составу и имели в своем составе: гвардейские и гренадерские по два, армейские по три, кавказские по пять батальонов. Кавалерийские полки состояли из четырех эскадронов.
Всего действующие войска насчитывали 460 батальонов, 224 эскадрона, 111 пеших, 18 конных и 1 горную батарею (всего 844 орудия), 10 саперных батальонов, 7,5 понтонных парков, 3 конно-пионерных эскадрона. Резервные войска включали в себя 97 батальонов, 80 эскадронов, 21 пешей и 4 конных батарей (92 орудия) и саперный полубатальон.
Полки состояли из трех действующих батальонов и одного резервного. При переходе на военное положение последний развертывался в три новых (4-й, 5-й и 6-й), образующие резервный полк, и выделял из своего состава одну роту, на основе которой формировались запасные батальоны (7-й и 8-й). Между тем на резервные подразделения всегда обращалось менее всего внимания. Н.Н.Обручев отмечал: «Война (Восточная. – А.Е.) ясно обнаружила, что мы страдали, во-первых, малочисленностью войск действующих и, во-вторых, весьма нерациональным устройством войск резервных. … Людей для резервов держалось в отпусках далеко не полное число, личный состав управлений не был обеспечен; для запасных же войск не имелось ровно ничего, они существовали только на бумаге» .
В 1862 г. в Военном министерстве возобладало мнение о необходимости реорганизации армии. Более правильным признавалось иметь большое число частей уменьшенного состава, чем в случае войны создавать новые. В течение 1863 г. в связи с Польским восстанием был осуществлен перевод войск на военное положение. Все вновь образованные при этом резервные части были преобразованы в действующие и получили постоянные наименования. Д.А.Милютин писал в воспоминаниях: «При переходе армии на мирное положение соблюдено было в точности положенное в основание новой организации начало, чтобы число боевых единиц оставалось без изменений в мирное и военное время, дабы для постановки армии на военное положение не требовалось формировать новые части, не имеющие в мирное время самостоятельного кадра …» .
Благодаря этим мерам количество действующих дивизий увеличилось с 28 до 47, число полков достигло 188, батальонов – до 626. При каждой дивизии имелась трехбатарейная артиллерийская бригада.
По введенным 2 августа 1864 г. штатам пехотный батальон по военному варианту должен был насчитывать 900 рядовых, по усиленному мирному – 680, обыкновенному мирному – 500, по кадрированному варианту – 320. При этом число офицеров отличалось весьма незначительно.
На территории создаваемого Петербургского военного округа в 1864 г. дислоцировались: гвардейский корпус, 22 и 24 пехотные дивизии и отдельные части различных родов оружия, всего 72 батальона, 48,5 эскадронов, 112 орудий.
Несколько слов следует сказать об истории штаба Отдельного гвардейского корпуса, на основе которого был создан штаб Петербургского военного округа. Впервые в военной истории прообраз корпусов появился в Рейнской армии генерала Моро в 1800 г. Опыт их применения оказался успешным, и в 1804 г. был распространен Наполеоном I на всю французскую армию. В русской армии вывод о необходимости создания таких соединений был сделан по опыту компании 1805 г., однако реализация этого проекта затянулась. Только в 1910 г. Александром I было утверждено решение о создании первых пяти корпусов (1–4, 6) . В январе 1812 г. вступило в силу «Положение об управлении большой армией», по которому армии подразделялись на отдельные и неотдельные корпуса, устанавливались штаты штабов различных уровней. Относительно штабов различных уровней отмечалось, что они составляют одно общее управление. «Они суть орудия, помощию коих власть главнокомандующего, корпусных и дивизионных начальников приводится в действо во всех подробностях скорого и точного исполнения. <…> Корпусной штаб армии есть средоточие, через которое исполняются приказания и распоряжения, из главного штаба получаемые, и восходят донесения и представления к главнокомандующему».
Формирование корпусных штабов началось сразу после прибытия в только что созданную 1-ю западную армию ее главнокомандующего генерала от инфантерии М.Б.Барклая-де-Толли, являвшегося также военным министром. 31 марта 1812 г. он вступил в должность, а уже 2 апреля датировано «Повеление Военного Министра управляющему должностью Дежурного Генерала 1-й Западной армией, Полковнику Кикину», к которому прилагалась подробная роспись армии с указанием состава всех корпусов. Войска гвардии были включены в 5-й корпус, в документах той эпохи обычно именуемый гвардейским. Командиром его стал наследник цесаревич великий князь Константин Павлович.
На следующий день, 3 апреля, был издан приказ главнокомандующего 1-й западной армией № 5, второй пункт которого гласил: «На основании учреждения большой действующей армии приступить тотчас к организации корпусных штабов, уведомив о чинах и именах коих они имеют назначить. Одне только отдельные корпусы могут иметь начальника Генерального Штаба». В связи с тем, что гвардейский корпус отдельным не являлся, и, следовательно, должность начальника штаба в нем не предусматривалась, старшим лицом в штабе стал обер-квартирмейстер полковник Эйхен 2-й.
5-й (гвардейский) корпус с честью прошел в составе русской армии весь путь от границы вглубь страны до Бородина и Тарутинского лагеря, участвовал в изгнании наполеоновской армии и компаниях 1813 и 1814 гг., окончил войну в Париже.
Вскоре после возвращения гвардии в столицу, в сентябре 1814 г. император Александр I утвердил штат штаба гвардейского корпуса, в котором уже предусматривалась должность начальника штаба. На нее был назначен генерал-адъютант Сипягин.
В декабре 1829 г. корпус стал именоваться Отдельным гвардейским. С 3 февраля 1844 г. должности командиров гвардейского и гренадерского корпусов соединились в одних руках (первоначально великого князя Михаила Павловича, с 13 августа 1849 – наследника цесаревича великого князя Александра Николаевича), в связи с чем штаб Отдельного гвардейского корпуса стал штабом главнокомандующего гвардейским и гренадерским корпусами. В соответствии с приказом военного министра № 190 от 26 августа 1856 г. гвардейский и гренадерский корпуса были вновь разделены. Этим же приказом был определен штаты их управлений. В гвардейском корпусе он составил 21 штаб- и обер-офицера, 13 классных чинов и 60 солдат, 40 из которых были денщики. Штаб подразделялся на обер-квартирмейстерскую и дежурную части, при нем также состояли казначей, обер-аудитор, штаб-доктор, старший ветеринар, капельмейстер, учителя барабанщиков, гимнастики и фехтования, архивариус (все – чиновники) . Имелись свои типография и литография. Именно при штабе корпуса повелением императора Александра II от 6 января 1858 г. был создан журнал «Военный Сборник», редакторами которого первоначально стали профессоры Николаевской академии Генерального штаба подполковник В.М.Аничков и капитан Н.Н.Обручев, а также писатель Н.Г.Чернышевский (отвечавший за литературную часть и ведавший хозяйством). В 1858 г. вышло восемь номеров, после чего редакция была сменена, а сам журнал с 1 января 1859 г. передан в ведение министерства, превратившись в его официальное издание .
В подготовленной в 1912 г. справке, обосновывающей преемственность штаба округа от штаба гвардейского корпуса, говорилось, что при приведении в исполнение приказа военного министра № 228 от 10 августа 1864 г. штаб корпуса «в полном составе превратился в штаб войск гвардии и Петербургского военного округа. В штабе бывшего Отдельного гвардейского корпуса все кроме названия осталось без изменения и только в книге приказов по штабу, после приказа № 89 от 14 августа 1864 г., отданного еще по Отдельному гвардейскому корпусу, 17-го того же августа был отдан приказ за № 90 по штабу войск гвардии и Петербургского военного округа» .
Домашняя страница
История округа
E-mail: Kortic@eu.spb.ru
|